Обособленное структурное подразделение "Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева" ФГБОУ ВО РНИМУ им.Н.И.Пирогова

Постепенно у людей будет возрастать потребность в медицинских консультантах. Чарли Мэйо

Громбах Сергей Михайлович


(1909—1987)

История института богата яркими личностями, внесшими огромный вклад в разные области науки. К таким ученым с полным основанием следует отнести профессора Сергея Михайловича Громбаха(1909—1987). 

Сергей Михайлович после окончания медицинского института волею судьбы участвовал в двух войнах: сначала в финской, а потом в Великой Отечественной, в начале которой он получил тяжелое ранение в ногу. Последствия сказывались всю жизнь. 

Будучи студентом, С.М. Громбах серьезно увлекался психиатрией, но встреча с П.М. Ивановским, заведующим кафедрой школьной гигиены 1-го Московского медицинского института, страстным борцом за детское здоровье, произвела глубокий переворот в его душе. Ивановский сумел увлечь романтического юношу благородными идеями, связанными с сохранением и укреплением здоровья подрастающего поколения, и Сергей Михайлович посвятил свою профессиональную деятельность гигиене детей и подростков. 

После защиты кандидатской диссертации Громбах вскоре начал работу над докторской. Обе диссертации были посвящены истории медицины. Но ему не сразу удалось защитить докторскую диссертацию. Состоявшемуся ученому пришлось написать вторую докторскую, которую он, наконец, блестяще защитил. После работы на кафедре школьной гигиены I-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова в начале 50-х годов XX века С.М. Громбаха пригласил тогдашний директор Государственного педиатрического института (Московский НИИ педиатрии и детской хирургии, а ныне НИКИ педиатрии) проф. С.П. Борисов заведовать гигиеническим отделом. В Педиатрическом институте раскрылся необычайный талант и высокая работоспособность С.М. Громбаха. Он анализировал терморегуляцию новорожденных,занимался исследованием микроклимата детских учреждений, начал работу над актуальными проблемами детской микробиологии, а ночами со своими сотрудниками изучал микроклимат московского метро! В отделе работал дружный творческий коллектив, и научным идеям не было конца...

В 1956 г. Сергей Михайлович Громбах выпустил монографию "Гигиеническое обоснование норм температуры воздуха в учреждениях раннего возраста", в которой подытожил серию научных работ своих сотрудников. Одновременно он написал ряд интересных статей, заметок и научно-популярных брошюр.

Но вскоре в Педиатрическом институте произошли печальные события: менялись директора, "совершенствовалась" его структура, и как это часто бывает, уходили яркие творческие люди. 

В 1956 г. по воле временщика-директора гигиенический отдел передали в Государственный научно-исследовательский институт им. Ф.Ф. Эрисмана. В этом институте Сергей Михайлович работал лишь несколько лет. 

В 1959 г. в Москве был организован первый и единственный в мире Институт гигиены детей и подростков. 

Проф. С.М. Громбахa пригласили туда на должность заместителя директора по науке, и он проработал там 27 лет. 
 


 

С.М. Громбах сформулировал теоретические основы гигиены детей и подростков. Им были разработаны принципы комплексной оценки состояния здоровья детей. Он предложил анализировать состояние здоровья по нескольким критериям: наличие или отсутствие заболеваний в момент осмотра; функциональное состояние основных органов и систем растущего организма; частота заболеваний; уровень развития к данному моменту и степень гармоничности развития. Эти исследования и поныне не утратили актуальности. 

В 1959 г. в издательстве "Медгиз" десятитысячным тиражом вышла его монография "Гигиена учебных занятий в школе". В 70-е годы в различных медицинских журналах была опубликована серия установочных работ С.М. Громбаха, в которых определены задачи и перспективы развития гигиены детей и подростков и отдельных ее разделов.

Наиболее важной научной работой С.М. Громбаха стала разработка системы комплексной оценки состояния здоровья детей. Сегодня ее пытаются переделать, редуцировать, а самое печальное, выдать за свое открытие, но при этом никому не удалось затмить открытие одного из лидеров отечественной социальной медицины — Сергея Михайловича Громбаха. Суть его новаций завораживает своей простотой и оригинальностью. Он писал, что для оценки состояния здоровья детских коллективов необходимо проанализировать состояние здоровья каждого его члена, т.е. каждого ребенка. Задача врача при этом заключается не только в констатации заболевания, если таковое имеется, но и в определении социальной дееспособности ребенка, свободного проявления биологических и социальных его возможностей и превращения их в действительность. Для этого ученый предложил оценивать состояние здоровья любой группы детей по 4 критериям: наличию или отсутствию заболеваний в момент осмотра; функциональному состоянию основных органов и систем растущего организма; частоте заболеваний; уровню и степени гармоничности развития на данный момент. Эта система была ассимилирована во все области медицинской науки и практики, она стала основой оценки состояния здоровья жителей Советского Союза. 

Одна из последних работ С.М. Громбаха была посвящена кривым работоспособности учащихся. Он предложил блестящую систему анализа работоспособности школьников по результатам выполнения корректурных проб. В экспериментальных гигиенических исследованиях корректурная проба — своеобразный золотой стандарт. Она позволяет проводить массовые исследования и при этом довольно точно диагностировать утомление, его объем, характер и др. Классические исследования работоспособности детей обычно построены на комплексной оценке результатов выполнения корректурных проб. С.М. Громбах стандартизировал методы обработки корректурных проб и описал благоприятные и неблагоприятные типы работоспособности. Эти исследования и поныне не потеряли своей актуальности. Они дают возможность не только выводить индивидуальные кривые работоспособности, но и достаточно точно определять уровень работоспособности целых детских коллективов, даже в динамике.

В течение своей жизни профессор исследовал многие проблемы гигиены детей и подростков: «школьная зрелость», акселерация, физическое развитие детей, возрастная психогигиена, микроклимат детских учреждений, работоспособность и утомляемость школьников, возрастная токсикология и многое другое.
Сергей Михайлович был скрупулезен в отборе экспериментального материала, оценке полученных данных. Его отличали открытость и откровенность в суждениях. С ним было очень интересно работать людям творческим, талантливым. Такая деятельность оказывалась весьма плодотворной: сколько рождалось новых идей, новых подходов к решению сложных проблем, к написанию совершенных диссертаций. Но это сотрудничество порой оказывалось весьма сложным, уж очень он был требовательным руководителем. С.М. Громбах никогда не приписывал своей фамилии к трудам коллег и учеников, если сам не участвовал в работе. Бездельники и бездари просто не могли с ним ужиться.

Монографии, методические разработки, научные статьи, его яркие и глубокие выступления на многих советских и международных форумах содействовали развитию гигиены детей и подростков в стране и международным научным связям. Неслучайно именно он был избран почетным членом известного Чехословацкого медицинского общества имени Я.Е. Пуркинье, научного общества Болгарии «Хемиоз», венгерского медицинского общества «Жозеф Фодор».

Если гигиена была первой ипостасью Громбаха, то второй — история медицины. Фундаментальная монография «Русская медицинская литература XVIII века» (М., 1953, 283 с.) — его важнейший труд. Изданная более полувека назад, она не утратила своей научной значимости и по сей день. В книге дано широкое полотно русской медицинской литературы, что во многом отражало и общее состояние медицины в XVIII веке в России. Сергей Михайлович отмечает, что некоторые медицинские книги по тем временам печатались очень большими тиражами. Мало того, они неоднократно переиздавались. Профессор был автором и других историко-медицинских трудов, в том числе монографий о медицинских взглядах М.В. Ломоносова, по истории санитарного просвещения в России.
 

 

Еще в студенческие годы Сергей Михайлович «заболел» Пушкиным, и эта «болезнь прогрессировала и прогрессировала». Первой пробой творческих сил был доклад «Пушкин в музыке» с приложением каталога нот и книг на данную тему. Много позднее в «Известиях Академии наук СССР» публикуется глубокая аналитическая статья, посвященная «Евгению Онегину», а затем и серия других пушкиноведческих статей. Авторам этих воспоминаний довелось присутствовать на заседаниях литературоведов и воочию убедиться, что маститые пушкинисты признавали Сергея Михайловича своим.
В последней монографии «Пушкин и медицина его времени» Сергей Михайлович символически соединил все три свои музы, которым служил всю жизнь. Книга увидела свет в 1989 году, увы, уже после кончины автора.
 

 

И как не добавить ко всему сказанному, что Сергей Михайлович был признанным москвоведом, ценителем настоящей литературы. Всю жизнь собирал стихи женщин-поэтов. Страстный театрал, он старался не пропускать ни одной заметной премьеры, тонко чувствовал живопись. Среди его друзей значилось много людей искусства. И, наконец, Сергей Михайлович был идеальным сыном, прекрасным отцом и трепетным супругом. 
 

 

Библ.:
К 70-летию со дня рождения профессора С.М. Громбаха. // Педиатрия,1979; ……86-87.
Конгресс Ассоциации специалистов Партнеры Российский вестник перинатологии и педиатрии
Все сведения, содержащиеся на настоящем сайте, носят исключительно информационный характер. Информация, представленная на сайте, не является исчерпывающей. Сведения о ценах, содержащиеся на сайте, носят исключительно информационный характер.