Обособленное структурное подразделение «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю. Е. Вельтищева» ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н. И. Пирогова

Цель образования в области оздоровления заключается в изменении поведения мужчин, женщин и детей так, чтобы они нужным образом заботились о своем теле и это образование должно продолжаться всю их жизнь. Чарли Мэйо

Как укрепить иммунитет грамотно и не навредить себе?
“Зима близко!”, значит пора подумать об укреплении иммунитета. Что делать, если ребёнок часто болеет? Как укрепить иммунитет грамотно и не навредить себе? На эти и другие вопросы родителей ответила кандидат медицинских наук врач-аллерголог-иммунолог диагностического отделения НИКИ педиатрии со стажем работы 37 лет Татьяна Николаевна Соловей.

Основным критерием выделения пациентов в группу часто болеющих детей (ЧБД) является частота заболеваемости ОРЗ (8 и более случаев в год). Заболевания возникают из-за транзиторных нарушений иммунитета, не имеющих стойких органических нарушений в иммунной системе. Данные состояния более характерны для детей первых 6 лет жизни из-за повышенной восприимчивости к возбудителям и отсутствием предшествующего контакта с инфекцией. После 10 лет частота заболеваемости ОРЗ снижается в 2-2,5 раза. 

Для выявления часто болеющих детей можно воспользоваться специальным расчетом – индексом инфекции (ИИ). Для его определения нужно разделить количество всех ОРЗ, которые перенес за год ребенок и разделить на возраст (годы). Если число оказалось в интервале до 0,3, то с иммунитетом все нормально, Если ИИ равен 1,1-3,5 тут уже необходимо обращаться к врачу.

Прежде всего, ЧБД нуждаются в обязательном осмотре ЛОР-врачом, включающем оценку состояния миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки, так как среди ЧБД хронические заболевания ЛОР-органов встречаются приблизительно в половине случаев (42—58%).

Обязательной практикой должно быть проведение посева со слизистой оболочки зева (с миндалин) и носа для оценки характера микробного пейзажа, исследование на атипичные возбудители (микоплазмоз, хламидиоз) методом ПЦР мазков со слизистой оболочки зева. Следует учитывать, что микробиоценоз слизистой оболочки является одним из важнейших звеньев противоинфекционной защиты и весьма зависим от воздействия окружающей среды и состояния его организма.

У детей, особенно раннего возраста, биоценоз верхних дыхательных путей находится в процессе становления. Причем микробный пейзаж постепенно меняется с возрастом ребенка, приближаясь к таковому взрослого человека только к 8-летнему возрасту. Если же ребенок меняет свой образ жизни или расширяет контакты (например, меняет климатогеографическую зону проживания, начинает посещать детский сад или школу и др.), то изменение микробного пейзажа носоглотки может быть очень существенным.

Врач аллерголог-иммунолог, осматривая часто болеющего пациента,  проводит дифференциальную диагностику, и, как правило, исключает:

- иммунодефицитные состояния (врожденные, приобретенные)
- муковисцидоз
- генетически детерминированные энзимопатии
- аллергические заболевания

Врач выясняет анамнез пациента для выявления клинически «настораживающих» признаков, которые дают возможность заподозрить иммунодефицитное состояние (ИД): это наличие родственников с ИД, частых, торпидно-протекающих инфекций, когда число синуситов (воспалений пазух носа) составило более 4-6 раз в год, либо более 2-х раз ребенок болел пневмонией, либо имели место повторяющиеся абсцессы кожи, сепсис, остеомиелит, менингит, если для лечения инфекционного заболевания требовался прием антибиотика более 2 месяцев, а также если ребенок страдал от упорных поносов, имела место молочница или другие грибковые поражения, отмечалась малая плохая прибавка в весе, длительно субфебриллитеты. 

Муковисцидоз, энзимопатии имеют свои клинические и лабораторные показатели.

При обследовании, большая часть часто болеющих детей (примерно до 70 %) оказываются атопиками, в дальнейшем они наблюдаются большей частью с диагнозами аллергический ринит, аллергический бронхит, бронхиальная астма.  
 
Собственно иммунодефицит может быть
 
- первичным (врождённым)
- или вторичным (приобретенным). 

В первом случае имеют место врожденные нарушения системы иммунитета, связанные с генетическими дефектами одного или нескольких компонентов иммунной системы, приводящими к стойкой иммунной дисфункции. При этом примерно 60% это дисфункция гуморального звена,  5-10% - клеточного звена, 10-12% системы фагоцитоза, 10-12% комбинированных дефектов, 1% первичного дефицита системы комплемента.

При вторичных иммунодефицитах стойкие нарушения иммунной защиты появляются на фоне ранее нормального здоровья в результате соматической патологии либо прочих факторов.

Для укрепления иммунитета важно проводить его профилактику. Для этого показаны:

- рациональный режим дня
- рациональное питание
- закаливание
- общеукрепляющая и лечебная физкультура
- иммунокоррекция, вакцинация.

С целью иммунокоррекции существует большой арсенал препаратов, которые воздействуют на клетки иммунной системы в виде замещения, иммуномодуляции, иммуностимуляции и иммунодепрессии.

В детской практике  наиболее часто возможно применение иммуномодуляторов, это лекарственные препараты, в терапевтических дозах восстанавливающие функцию иммунной системы (снижают повышенные и повышают пониженные показатели иммунитета).

Не менее важна специфическая иммунопрофилактика. Так своевременно проведенная вакцинация например, от гриппа, способна защитить до 80 % детского и взрослого населения.

26.11.2021













Конгресс Ассоциации специалистов Партнеры Российский вестник перинатологии и педиатрии