Обособленное структурное подразделение "Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева" ФГБОУ ВО РНИМУ им.Н.И.Пирогова

Следует помнить, что современные врачи обучены лечить болезнь, но они должны научиться обследовать здоровых людей, чтобы предупредить заболевание. Чарли Мэйо

Правила жизни
Научного руководителя института НИКИ педиатрии имени Ю.Е. Вельтищева, президента Всероссийской общественной организации «Ассоциация детских кардиологов России», доктора медицинских наук, профессора Марии ШКОЛЬНИКОВОЙ.
 
Медицина в мою жизнь пришла не случайно. Один мой прадедушка был лекарем Семёновского полка, другой прадедушка был ветеринарным врачом в Тамбове, а прабабушка - сестрой милосердия. Хотя, конечно, на мое решение стать врачом повлияла мама, биолог по образованию, профессор Римма Васильевна Ленская. Вместе с заведующей кафедрой детских болезней факультета педиатрии 2-го Московского медицинского института, членом-корреспондентом, профессором Натальей Сергеевной Кисляк, она организовала первую в нашей стране лабораторию диагностики детских лейкозов, из которой выросла наша отечественная школа онко-гематологии. В окружении микроскопов, маминых книг, научных диспутов прошло мое детство.
 
Со школьных лет меня привлекала наука. В основном – математика и физика. Студенткой 2-го Московского государственного медицинского института  имени Н.И. Пирогова (ныне РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России), я думала, что и дальше пойду по научной стезе. О доказательной медицине тогда еще речи не было, и все, что было связано с практическим здравоохранением, казалось мне очень неточным и приблизительным. До тех пор, пока я не попала в ординатуру к выдающемуся детскому кардиологу, основателю современной Российской школы детских кардиологов, профессору Наталье Александровне Белоконь, которая стала главным моим наставником и учителем – в профессии и в жизни. Она научила меня высокой требовательности к себе, взвешенному принятию решений, честности в научных результатах и непрерывному саморазвитию.
 
С Научно-исследовательским клиническим институтом педиатрии связана вся моя профессиональная жизнь – начиная с аспирантуры, в которую я пришла в 1984 году. Здесь же, в Институте, я защитила кандидатскую (1986), а потом докторскую диссертацию (1993). Но главное – здесь я встретила своих учителей, которые, наряду с родителями, привили мне любовь к работе. Здесь же, в Институте, мне доверили возглавить первый в стране Центр нарушений ритма сердца и становление российской школы детской аритмологии, которая сейчас очень востребована не только у нас в стране, но и за рубежом. Мой основной интерес в науке - это профилактика внезапной сердечной смерти и жизнеугрожающих аритмий у детей.
 
Когда я пришла в детскую аритмологию, она только делала первые шаги. Но увлекательнее и интереснее этого раздела педиатрии и тогда, и сейчас для меня нет. В этой бурно развивающейся области есть все, что я  люблю: здесь много математики, физики, логики и даже …музыки.
 
На сегодняшний день в России зарегистрировано уже более 2-х миллионов детей с болезнями сердца. При этом от 20 до 25% болезней сердца у детей приходится на нарушения сердечного ритма, в том числе – на жизнеугрожающие аритмии. Если же брать всю детскую сердечно-сосудистую патологию, то спектр наследственных синдромов, ассоциирующихся с опасными для жизни аритмиями, здесь гораздо шире, чем у взрослых. Раньше многие такие дети не доживали до взрослого возраста. Однако, благодаря усилиям специалистов нашего Института, других кардиологических центров и специалистов, Ассоциации детских кардиологов России, которая на сегодня объединяет более 2000 специалистов из 78 регионов нашей страны, безнадежных случаев становится все меньше.
 
Самое замечательное в моей работе – это возможность работать в команде единомышленников, а подчас и оппонентов, с которыми можно обсудить всё, без купюр. Рядом со мной ежедневно трудятся уже мои ученики: Вера Васильевна Березницкая, Рукижат Абдул-Гафуровна Ильдарова, Екатерина Борисовна Полякова, Любовь Арнольдовна Кравцова, Леонид Алексеевич Калинин, Елена Геннадьевна Верченко, Ирина Михайловна Миклашевич и другие. Это гордость российской детской аритмологии.
 
Став директором, а потом научным руководителем Института, не перестала быть «играющим тренером». Мой рабочий день по-прежнему длится с утра и до поздней ночи. Помимо участия в научных исследованиях и написания грантов, я регулярно обсуждаю сложных пациентов на врачебных обходах и как минимум раз в две недели консультирую больных. Для меня это отдушина: ведь приходится разбираться в очень непростых историях болезни. И какое счастье, когда удается подобрать ключик к решению неразрешимой, казалось бы, проблемы, а в итоге спасти чью-то жизнь!
 
С возрастом я учусь более критично к себе относиться. И, если сталкиваюсь с непониманием (в том числе и сверху), знаю: злодеев нет. Если тебя не понимают, значит, ты неправильно изложил информацию. И если ты хочешь добиться результата, ты должен проработать логику решения и постараться сделать ее понятной другим, только тогда решение получит поддержку.
 
В нашей профессии важно всегда соответствовать времени и непрерывно развиваться. Мне очень нравятся встречи с коллегами из других школ и центров, участие в международных европейских конференциях, ощущение, что наша кардиология, аритмология – на самом высоком, мировом уровне.  Это вдохновляет, мотивирует нас на новые достижения.
 
Как восстанавливаюсь? В спортивном зале. Хожу на кинезитерапию в центр Бубновского, в котором я могу провести половину выходного дня. И, конечно, моя точка опоры – моя семья. Благо, меня и дома окружает команда единомышленников. 













Конгресс Ассоциации специалистов Партнеры Российский вестник перинатологии и педиатрии
Все сведения, содержащиеся на настоящем сайте, носят исключительно информационный характер. Информация, представленная на сайте, не является исчерпывающей. Сведения о ценах, содержащиеся на сайте, носят исключительно информационный характер.