Сегодня, 8 февраля 2022 года в России отмечается День российской науки, приуроченный к дате основания Российской академии наук. Впервые этот день стали праздновать по повелению императора Петра I указом Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года. Научный руководитель Института Вельтищева, профессор Мария Александровна Школьникова, поздравила коллег с праздником, резюмировала вклад Института в современную науку и обозначила пути развития исследований в сфере педиатрии.
Институт педиатрии имени Юрия Евгеньевича Вельтищева практически со дня своего основания в 1927 году был ориентирован прежде всего на научные исследования, поскольку именно они создают базу для разработки и внедрения новых методов лечения заболеваний детского возраста, спасения жизни и укрепления здоровья детей и, значит, здоровья всего населения страны. Вместе с научными школами страны и мировым научным сообществом ученые Института были вовлечены в решение наиболее актуальных задач на каждом этапе развития страны, детского здравоохранения и медицинской науки.
Педиатрия – это основа для решения проблем биологии взросления и развития, и во всем мире признаются ее фундаментальная важность и те особые преимущества, которые биомедицинские педиатрические исследования вносят в качество жизни, трудовой и творческий потенциал народов и стран. Именно поэтому в настоящее время педиатрия в развитых странах стала ведущим научным приоритетом.
Сегодня экспертное сообщество Института способно решать самые сложные клинические задачи в области детской неврологии, кардиологии, нефрологии, медицинской генетики, пульмонологии, иммунологии и аллергологии, неонатологии, радиационной патологии детского возраста, молекулярной генетики, биоинформатики, определять причины болезни в трудных клинических ситуациях, диагностировать и лечить редкие орфанные заболевания. Это стало возможным именно благодаря непрерывному развитию наших научных школ, проводящих исследования в течение десятилетий и значительно влияющих не только на профессиональный уровень клиники Института, но и на развитие отечественной и мировой педиатрической науки.
В настоящее время в Институте взят курс на создание замкнутых циклов оказания всесторонней медицинской помощи ребенку, включая не только терапевтические, но и хирургическое методы лечения, исследуются истоки заболеваний, их наследственные механизмы, применяются системы длительного мониторинга пациентов с хроническими заболеваниями. Такой подход максимально обеспечивает преемственность между специалистами, а пациенту открывает возможности персонифицированного подхода к диагностике, лечению и контролю отдаленных результатов лечения. Соединение науки и практики сделало Институт востребованным во всех без исключения регионах России, направляющих к нам ежегодно самых сложных и тяжелых больных. Мы понимаем ценность научного процесса, новых научных идей и их постоянного внедрения в практику диагностики и лечения. Без этого даже в замечательно оснащенной современной клинике не будет достигнуто их по-настоящему эффективное применение, не обеспечить опережающий профессиональный рост специалистов и технологий, способных эффективно и, порой, неординарно решать трудные клинические проблемы, которые иногда кажутся неразрешимыми.
Руководители научных школ, профессор Елена Дмитриевна Белоусова (отдел психоневрологии и эпилептологии, детский научно-практический противосудорожный центр), профессор Владимир Викторович Длин (отдел наследственных и приобретенных болезней почек имени профессора М.С. Игнатовой), профессор Екатерина Александровна Николаева (отдел клинической генетики), профессор Юрий Леонидович Мизерницкий (отдел хронических воспалительных и аллергических болезней легких), профессор Мария Александровна Школьникова (детский центр нарушений ритма сердца), профессор Игорь Александрович Ковалев (отдел детской кардиологии и аритмологии), профессор Александр Николаевич Пампура (отдел аллергологии и клинической иммунологии), профессор Галина Васильевна Волынец (отдел гастроэнтерологии), профессор Елена Соломоновна Кешешян (отдел неонатологии и патологии детей раннего возраста), профессор Лариса Степановна Балева (детский научно-практический центр противорадиационной защиты), профессор Иван Юрьевич Юров (лаборатория молекулярной цитогенетики нервно-психических заболеваний имени С.Г.Ворсановой), Алан Исмаилович Асманов (отдел острой и хронической патологии уха горла и носа), Наталья Владимировна Щербакова (лаборатория клинической геномики и биоинформатики), Александр Николаевич Путинцев (отдел информационных технологий и мониторинга), а также научные сотрудники ежегодно публикуют результаты своих исследований в виде 150-200 статей в рецензируемых научных журналах и активно участвуют в профессиональных научных конференциях. Их усилиями разрабатываются научные основы детского здравоохранения, клинические рекомендации, система непрерывного медицинского образования. Представители Института являются главными внештатными специалистами Минздрава и Департамента здравоохранения Москвы. В 2021 году в Институт возвращен отдел детской хирургии, что послужит стимулом для научных исследований в этой области.
Научное сообщество педиатров обращает внимание на необходимость более активного продвижения научных исследований в российской педиатрии, включая фундаментальные и прикладные исследования. В развитых странах ресурсы, направляемые на педиатрические исследования, составляют не менее 20% от финансирования всех биомедицинских исследований. Если ориентироваться на эти цифры, то в нашей стране ресурсы, направляемые на педиатрическую науку, должны увеличиться в 8-10 раз. Эксперты нашего Института поднимали этот вопрос на Совете при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей 28 ноября 2019 года. По итогам заседания были даны поручения рекомендовать Министерству науки и высшего образования РФ совместно с Минздравом Российской Федерации и Российской академией наук «разработать долгосрочную государственную программу фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере охраны здоровья детей и профилактики детской инвалидности» и «обеспечить включение в программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период осуществления научных исследований в области охраны здоровья детей, в том числе по вопросам профилактики детской инвалидности». Пандемия COVID-19 отложила, но не отменила необходимости исполнения этих поручений.
Необходима поддержка фундаментальных исследований происхождения хронических заболеваний, включая исследования генома, большинство из которых берет свое начало именно в детском возрасте. На повестке дня поиск генов – причин заболеваний с разработкой персонализированного подхода к профилактике и терапии.
Необходимы долгосрочные (продольные) исследования здоровья и развития детей, которые охватят детей от рождения до достижения ими же взрослого возраста. Они позволят правильно связать множественные воздействия (экология, генетика, стресс и др.) с их последствиями.
Также надо наращивать прикладные клинические исследования, в том числе, фармакологические исследования, включающие разработку новых препаратов и разработку специальных педиатрических медицинских изделий. Академическое и отраслевое научное сотрудничество и партнерство открывают здесь широкие перспективы.
В педиатрии должны активно развиваться и трансляционные исследования, направленные на быстрое внедрение достижений фундаментальной науки в клиническую практику.
В число приоритетных задач в мировой педатрии входят астма, аутизм, детская онкология, детская кардиология, детские ревматические и нейромышечные заболевания, детское ожирение, психические расстройства, проблемы иммунизации, педиатрические медицинские устройства, неонатология, научное образование и другие направления. В особом фокусе находятся исследования, ориентированные на педиатрические предикторы заболеваний взрослых, влекущие за собой значительные расходы для общества, в результате, например, сердечно-сосудистых заболеваний.
Педиатрии уделяется серьезное внимание со стороны государства. С 2017 года в нашей стране объявлено 10-летие детства, осуществляется государственная поддержка системы оказания медицинской помощи детям в России в рамках Национального проекта «Развитие детского здравоохранения», суть которого заключается в оснащении и переоснащении детских поликлиник и больниц, строительстве и реконструкции детских больниц, что позволит совершенствовать инфраструктуру оказания медицинской помощи детям. В последние годы существенный прогресс достигнут в решении проблем пациентов с орфанными заболеваниями.
Педиатрической науке очень нужна поддержка. Необходимо развитие научных направлений с учетом современных вызовов и уровня развития медицинской науки в мире, которые позволят существенно усилить базу для внедрения новых технологий, укрепления здоровья детей и, значит, укрепления здоровья и роста продолжительности жизни населения нашей страны. Научные исследования в педиатрии имеют важное значение для подготовки кадров, поддержания уровня педиатрических научных школ и развития экспертного потенциала в педиатрии. Подготовка врачей-педиатров высокого уровня является наукоемким процессом.
Поздравляю всех научных сотрудников, врачей и всех сотрудников Института с Днем науки. Работа каждого в нашем коллективе вносит, в той или иной степени, вклад в развитиие науки!
Научный руководитель,
Профессор М.А. Школьникова