Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях» внесен в Госдуму и сейчас проходит подготовку к первому чтению.
Документ обсуждался 12 марта во время организованного Комитетом Госдумы по охране здоровья выездного «круглого стола» «Медицинская помощь в образовательных организациях»,прошедшего под председательством руководителя Комитета Дмитрия Анатольевича Морозова.
Руководители медицинских вузов, научных организаций и профессиональных ассоциаций в сфере охраны здоровья, главные врачи детских поликлиник, директора школ, врачи-педиатры проанализировали основные недостатки в организации медицинской помощи лицам, обучающимся по программам дошкольного, школьного и среднего профессионального образования. Главная задача собравшихся экспертов - разработка конкретных предложений и инициатив, которые должны стать основой законопроекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам охраны здоровья детей в образовательных организациях».
В докладах отмечались недостаточное оснащение медицинских блоков школ, дефицит школьных врачей и низкий уровень оплаты их труда, гиподинамия у детей, информационные перегрузки и чрезмерное присутствие цифровых технологий в их жизни, общее снижение здоровья детей, из которых, по сообщению главного внештатного детского гематолога Минздрава России, генерального директора Национального научно-практического центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева Александра Григорьевича Румянцева, в настоящее время только 15% абсолютно здоровы.
На совещании обсуждался вопрос планируемого внесения изменений в статью 31 («Первая помощь») закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которая определяет список лиц, обязанных оказывать первую помощь «до оказания медицинской помощи». Эксперты предлагают расширить список и включить в него педагогических работников, вменив им в обязанности оказание экстренной помощи детям в стенах образовательных учреждений.
Также был поднят вопрос разработки профессионального стандарта для специалистов по оказанию медицинской помощи несовершеннолетним, обучающимся в образовательных организация. Стандартом будет определен уровень образования специалиста и основные обязанности, в число которых должно войти проведение профилактических осмотров обучающихся, ежегодных скрининг-обследований для оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, выявления факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (избыточная масса тела, повышенное артериальное давление, курение, употребление алкоголя и наркотиков), а также девиантных и асоциальных форм поведения, организация мероприятий по профилактике распространения инфекционных и паразитарных заболеваний.
Отмечалась и необходимость создания единой информационной системы в целях интеграции школьной медицины и медицинских учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
Директор Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздрава России Елена Николаевна Байбарина подвела итоги пилотных проектов «Школьная медицина», которые с 2016 реализуется в Ростовской, Смоленской, Тамбовской областях, Республике Саха (Якутия), Ямало-Ненецком автономном округе. «Наша цель – посмотреть, какие варианты сохранения и улучшения здоровья школьников будут эффективнее, и в итоге предложить регионам оптимальные для них решения», - отметила она. Елена Байбарина рассказала о приводимой работе Минздрава России по совершенствованию модулей образовательных программ. Она отметила, что для внесения дополнений в образовательные программы были рассмотрены предложения ведущих экспертов в области детского здравоохранения.