Ведущий научный сотрудник отдела психоневрологии и эпилептологии НИКИ педиатрии, к.м.н. Марина Дорофеева приняла участие в конференции, на которой обсуждались вопросы социальной адаптации и профессиональной ориентации людей с эпилепсией.
В мире сегодня эпилепсией страдает не менее 50 миллионов человек. При этом экспертные оценки говорят о том, что до 70% людей с эпилепсией не страдают приступами или могут их контролировать современными лекарствами, то есть способны жить полноценной жизнью. Однако работодатели часто отказываются принимать имеющих такой диагноз кандидатов. В итоге для многих жизнь омрачается не только болезнью, но и невозможностью профессиональной реализации.
Эксперты уверены, что большинство людей, страдающих эпилепсией, способны реализовать себя профессионально во многих сферах, однако не могут сделать это из-за дискриминации в сфере занятости и образования. Конференция стала мероприятием, направленным на повышение осведомленности широкой общественности, а также российских работодателей об эпилепсии.
Так, российское законодательство устанавливает строгие нормы, ограничивающие прием на определенные профессии всем людям с этим диагнозом, независимо от формы эпилепсии и типа приступов. Однако врачи считают, что закон слишком суров по отношению к людям, которым благодаря терапии удалось достичь долгосрочной ремиссии. На конференции эксперты отмечали, что пациент с эпилепсией в ремиссии абсолютно ничем не отличается от обычного человека, который ведет здоровый образ жизни, если этот пациент регулярно принимает лекарства, высыпается и не употребляет алкогольные напитки. И если при его форме эпилепсии нет признаков умственной отсталости, ему можно и нужно учиться, строить личную жизнь и карьеру практически в любой сфере.
К сожалению, на практике существует чисто формальный подход: современное законодательство не разделяет виды и формы эпилепсии и ограничивает возможность трудоустройства всем, кому поставлен диагноз «эпилепсия».
В то же время многие пациенты признаются, что просто скрывают свой диагноз при приеме на работу. Нередко возникают проблемы с обучением детей с таким диагнозом. «Большинство наших пациентов — дети с сохранным интеллектом, — отметила ведущий научный сотрудник отдела психоневрологии и эпилептологии НИКИ педиатрии, к.м.н. Марина Дорофеева. — Однако часто детей с таким диагнозом боятся принимать в детские сады и школы из-за непонимания и страха ответственности со стороны учителей и воспитателей, не учитывая, что лечение позволяет помочь добиться полной ремиссии у 70% детей. И они ничем не будут отличаться от своих сверстников». Почему-то многие считают, что эта болезнь неизлечима. Но это — лишь один из мифов. На самом деле в 70–75% (!) случаев заболевание полностью излечивается. Врачи говорят об этом в случае, если приступов нет на протяжении 5 лет.
Врачи призывают общественность отказаться от стереотипов, а работодателей и руководителей учебных учреждений относиться к людям с эпилепсией без предубеждения.