г. Москва, ул.Талдомская, д.2
Версия для слабовидящих
En

пн-чт 8:00 – 18:00

пт 8:00 – 17:00

Заказать звонок

Правила жизни - Школьникова Мария Александровна

Научного руководителя института НИКИ педиатрии имени Ю.Е. Вельтищева, президента Всероссийской общественной организации «Ассоциация детских кардиологов России», доктора медицинских наук, профессора Марии ШКОЛЬНИКОВОЙ.

Медицина в мою жизнь пришла не случайно. Один мой прадедушка был лекарем Семёновского полка, другой прадедушка был ветеринарным врачом в Тамбове, а прабабушка - сестрой милосердия. Хотя, конечно, на мое решение стать врачом повлияла мама, биолог по образованию, профессор Римма Васильевна Ленская. Вместе с заведующей кафедрой детских болезней факультета педиатрии 2-го Московского медицинского института, членом-корреспондентом, профессором Натальей Сергеевной Кисляк, она организовала первую в нашей стране лабораторию диагностики детских лейкозов, из которой выросла наша отечественная школа онко-гематологии. В окружении микроскопов, маминых книг, научных диспутов прошло мое детство.

Со школьных лет меня привлекала наука. В основном – математика и физика. Студенткой 2-го Московского государственного медицинского института  имени Н.И. Пирогова (ныне РНИМУ имени Н.И. Пирогова Минздрава России), я думала, что и дальше пойду по научной стезе. О доказательной медицине тогда еще речи не было, и все, что было связано с практическим здравоохранением, казалось мне очень неточным и приблизительным. До тех пор, пока я не попала в ординатуру к выдающемуся детскому кардиологу, основателю современной Российской школы детских кардиологов, профессору Наталье Александровне Белоконь, которая стала главным моим наставником и учителем – в профессии и в жизни. Она научила меня высокой требовательности к себе, взвешенному принятию решений, честности в научных результатах и непрерывному саморазвитию.

С Научно-исследовательским клиническим институтом педиатрии связана вся моя профессиональная жизнь – начиная с аспирантуры, в которую я пришла в 1984 году. Здесь же, в Институте, я защитила кандидатскую (1986), а потом докторскую диссертацию (1993). Но главное – здесь я встретила своих учителей, которые, наряду с родителями, привили мне любовь к работе. Здесь же, в Институте, мне доверили возглавить первый в стране Центр нарушений ритма сердца и становление российской школы детской аритмологии, которая сейчас очень востребована не только у нас в стране, но и за рубежом. Мой основной интерес в науке - это профилактика внезапной сердечной смерти и жизнеугрожающих аритмий у детей.

Когда я пришла в детскую аритмологию, она только делала первые шаги. Но увлекательнее и интереснее этого раздела педиатрии и тогда, и сейчас для меня нет. В этой бурно развивающейся области есть все, что я  люблю: здесь много математики, физики, логики и даже …музыки.

На сегодняшний день в России зарегистрировано уже более 2-х миллионов детей с болезнями сердца. При этом от 20 до 25% болезней сердца у детей приходится на нарушения сердечного ритма, в том числе – на жизнеугрожающие аритмии. Если же брать всю детскую сердечно-сосудистую патологию, то спектр наследственных синдромов, ассоциирующихся с опасными для жизни аритмиями, здесь гораздо шире, чем у взрослых. Раньше многие такие дети не доживали до взрослого возраста. Однако, благодаря усилиям специалистов нашего Института, других кардиологических центров и специалистов, Ассоциации детских кардиологов России, которая на сегодня объединяет более 2000 специалистов из 78 регионов нашей страны, безнадежных случаев становится все меньше.

Самое замечательное в моей работе – это возможность работать в команде единомышленников, а подчас и оппонентов, с которыми можно обсудить всё, без купюр. Рядом со мной ежедневно трудятся уже мои ученики: Вера Васильевна Березницкая, Рукижат Абдул-Гафуровна Ильдарова, Екатерина Борисовна Полякова, Любовь Арнольдовна Кравцова, Леонид Алексеевич Калинин, Елена Геннадьевна Верченко, Ирина Михайловна Миклашевич и другие. Это гордость российской детской аритмологии.

Став директором, а потом научным руководителем Института, не перестала быть «играющим тренером». Мой рабочий день по-прежнему длится с утра и до поздней ночи. Помимо участия в научных исследованиях и написания грантов, я регулярно обсуждаю сложных пациентов на врачебных обходах и как минимум раз в две недели консультирую больных. Для меня это отдушина: ведь приходится разбираться в очень непростых историях болезни. И какое счастье, когда удается подобрать ключик к решению неразрешимой, казалось бы, проблемы, а в итоге спасти чью-то жизнь!

С возрастом я учусь более критично к себе относиться. И, если сталкиваюсь с непониманием (в том числе и сверху), знаю: злодеев нет. Если тебя не понимают, значит, ты неправильно изложил информацию. И если ты хочешь добиться результата, ты должен проработать логику решения и постараться сделать ее понятной другим, только тогда решение получит поддержку.

В нашей профессии важно всегда соответствовать времени и непрерывно развиваться. Мне очень нравятся встречи с коллегами из других школ и центров, участие в международных европейских конференциях, ощущение, что наша кардиология, аритмология – на самом высоком, мировом уровне.  Это вдохновляет, мотивирует нас на новые достижения.

Как восстанавливаюсь? В спортивном зале. Хожу на кинезитерапию в центр Бубновского, в котором я могу провести половину выходного дня. И, конечно, моя точка опоры – моя семья. Благо, меня и дома окружает команда единомышленников.