г. Москва, ул.Талдомская, д.2
Версия для слабовидящих
En

пн-чт 8:00 – 18:00

пт 8:00 – 17:00

Заказать звонок

Не хобби, а стиль жизни!

26 ноября 2019

Не хобби, а стиль жизни!
В этот раз мы побеседовали с медсестрой отделения нефрологии Научно-исследовательского клинического института педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева Олесей Тришиной о российских и международных выставках собак, хэндлерах и жизни питомцев в городских условиях.
 
Первые питомцы
Мое увлечение идет из детства. Животные жили в моей семье всегда, но возможность заняться  кинологией появилась только в сознательном возрасте. Сначала долго выбирали породу, которую хотели бы разводить. В итоге ее определил муж: ему понравился шоколадный лабрадор, которого мы и приобрели три года назад. Потом дочь захотела палевого лабрадора, и появилась вторая собака, после нее — третья. Вот тогда уже мы и окунулись в выставки.
Помимо собак сейчас у нас дома еще две кошки, аквариумные рыбки и маленькая птичка. В семье трое детей, поэтому и животных много, каждый хотел себе какую-то живность. 
Но собаки разных пород жили в моем доме всегда. Была и дворняжка, которую муж принёс со стоянки.
Желание заводить собак было и раньше, но не было возможности, так как нужно было заниматься воспитание детей.
А теперь дети взрослые, и я могу заняться тем, чем хочу. Сейчас у нас четыре собаки — содержать в городской квартире больше не позволяется. Три из них участвуют в выставках — два лабрадора и французский бульдог. Первая собака невыставочная, мы выбирали ее для души.
 
Особенности разных выставок
Решение участвовать в выставках появилось у нас осознано: первыми эту идею  предложили дети.
Захотели попробовать, узнать, что да как. И, конечно, захотелось показать свою собаку. Сначала мы просто смотрели, как проходят выставки, узнавали о разных породах. Собаки у нас все из известных  питомников, таких как: Sperillen, Ruby Crown, Busher Pljus.
Сначала мы просто смотрели, как проходят выставки, узнавали о разных породах. 
Посоветовавшись с заводчиками, мы приняли решение участвовать выставках. И уже на первых выставках стали занимать первые места.
Что такое выставки? Это соревнования не по качествам собак, а только по их красоте, то есть никакой дрессуры. Если по-честному, эти выставки нужны первым делом людям, кто занимается разведением животных. Собаки в обычной жизни — это члены семьи, друзья, они просто находятся рядом, и большего от них и не нужно. А когда ты занимаешься разведением животного, эти выставки обязательны. Все зарегистрированные собаки (те, у кого есть документы) относятся к Российской кинологической федерации (РКФ). На выставках собак смотрит эксперт, который тоже состоит в Федерации: он оценивает животное и указывает на его достоинства и недостатки. Так, собаки занимают те или иные места в соревнованиях, получают племенную оценку — это престижно. Когда питомец выходит на призовое место — это и гордость для владельца, и показатель того, что животное не отходит от стандартов.
На выставках собаки по-разному показываются в ринге, все зависит от породы. Для лабрадора  стойка свободная, смотрят зубы, постановку хвоста, линию верха, костяк. Потом собака должна пробежать, причем только рысью и никак иначе: так смотрят, как она ведет себя в движении. А французских бульдогов помимо этого показывают еще и на столе. Там оценивают правильность прикуса, хвостика (есть он или нет), складки. Для каждой породы свои критерии и свой показ. Существуют и другие конкурсы: показ пар, показ производителя и др. На больших выставках проводят конкурсы костюмов, танцы с собаками, «аджилити» (бег с препятствиями на скорость).
Выставки идут по классам: «бейби» (самые маленькие), щенки и юниоры.
 
Первые показы
Первая выставка состоялась тогда, когда мы взяли вторую собаку: примерно через полтора года после первой. Мы выставляли палевого лабрадора, которого уже брали целенаправленно для выставочной карьеры. 
Когда в питомник приходят просто выбирать щенка, то не смотрят на него как на выставочного — нужно только общее восприятие животного. Понравился — забирают домой. Но когда подходят к этому профессионально, то выбирают щенка, обращая внимание на его анатомию, костяк, здоровье, родословную. Это очень важно для племенного разведения, селекции, чтобы сохранить то, что закладывалось годами селекционерами, продолжать линию, по которой они шли. Например, лабрадоры, хоть и кажутся одинаковыми, на самом деле очень разные. У кого-то английские линии, у кого-то скандинавские или американские. И хочется сохранить именно ту селекцию, которая была заложена изначально.
На выставках по красоте собака может выставляться в любом возрасте, на любом этапе. Это желание владельца. Конечно, когда в ряд выводят «бэйбиков» (до 6 месяцев), это очень красиво. Эксперты к ним относятся нестрого, со снисхождением: вот щенок засмотрелся, как обычный малыш, — что с него взять?! Но все-таки судьи оценивают анатомию, зубы, прикус, тут много нюансов. Молли — вторая собака, и я выставляла ее в бэйбиках, и на «России» в 2018 году мы стали чемпионами. Она стала лучшим бэйбиком-лабрадором нашей страны!
Для собаки выход в ринг — это праздник. Когда ты берешь поводок и переноску, тенты для выставок, собака понимает, что идет выставляться: она сразу меняется в поведении. Более того, если собака проигрывает в ринге, у нее на лице видна грусть, она даже может уйти в себя. Они понимают, выиграли или проиграли. Я даже не знаю, как это объяснить, это чутье такое.
 
Подготовка к выступлению. Хэндлеры
На выставке собаку может представлять как сам владелец, так и специально обученный кинолог — хэндлер. Он может представить любую породу. Подойдя к любой собаке, он может моментально найти с ней контакт. Хэндлер бывает при каждом питомнике. У нас это — замечательная Елена Недбаева. Она представляет много питомников на международных выставках, в том числе и на чемпионатах мира.
Перед выставками собаки проходят подготовку. Их привозят в хэндлер-клубы: с ними занимаются, проводят, если нужно, подготовку на водных беговых дорожках. Все серьезно. Если собаке нужен груминг, делают и его (грумер придает собаке хороший вид: делает прическу, стрижку и т.д.). Но лабрадорам и французским бульдогам груминг практически не требуется, так что мы его не делаем. Главным образом готовность собаки выйти на ринг определяет хэндлер, он ее там и представляет: ездит с ней по международным выставкам, по зарубежным странам. Обычно, за время тренировок собака привыкает к человеку и относится к нему так же, как и к хозяину. Занятия с хэндлером — это не просто какая-то дрессура, собаки такие уроки обожают, потому что они проходят в игровой форме.
Сама я не представляю своих собак на выставках — каждый человек должен заниматься своим делом. Я могу, конечно, обучиться (для этого нужно пройти специальные курсы). Но есть большая разница, когда представляет собаку владелец, а когда хэндлер. Со своим хозяином собака может беситься, но когда ее приводят к хэндлеру, то она ведет себя иначе, будто ее подменили. Пользование такими услугами —распространенная практика, и очень редко кто представляет собак сам. Хэндлер изучает нюансы собаки: как ее показать, как поставить. Кроме того, он знает анатомию животного, скажет, в какой кондиции собака на данный момент и может она идти на выставку сейчас или нет.
В случае побед хэндлер радуется вместе с нами. Мы целуемся, обнимаемся — победа! Это очень открытые люди, и радуются они совершенно искренне. К тому же, победа — и их успех, который падает им в копилку. Как на олимпийских играх при победе радуется спортсмен и его тренер, так и вы радуетесь оба — хэндлер и владелец. Такие люди как члены семьи. Она помогает и советами, и в дрессуре, и по другим вопросам. Таких людей встретишь редко. 

Российские и международные соревнования
Где-то год назад с небольшим мы решили завести  новую породу — французского бульдога. Шикарная девочка, которая пойдет в племенное разведение. В этом году она стала чемпионом Латвии. Мы специально ездили туда на соревнования, потому что там большая конкуренция. Сначала проходил предварительный этап, так как девочка — юниор. Она до этого прошла выставки в Москве, стала победителем Национального клуба породы «Французский бульдог», получила хорошие оценки. Так появились перспективы съездить в Латвию и там победить на международной выставке.
Можно участвовать в любой выставке любого ранга, разграничения только по возрасту. Например, у меня французский бульдог стал чемпионом Латвии, не имея чемпионства в России. А сейчас мы получили звание юного чемпиона России. А то как-то неприлично: чемпионство Латвии есть, а Родины нет.
В нашей стране проводятся соревнования «Евразия» и «Россия». А чемпионат мира — это как олимпиада. Мы будем участвовать в них, если собаки будут достойны. Это же непросто: надо выбрать одну из всех лабрадоров. Поэтому, если нам дадут зеленый свет, то, конечно, пойдем. Пробовать нужно, потому что, не попробовав, не поймешь.
Все, что мы выигрываем на выставках — подарки, корма, которые стоЯт на выставках в призовом фонде, — я отдаю в питомники другим собакам. Это для меня принципиально. Я решила, что так будет правильно.
 
Разные площадки и специальные собаки
Со своими собаками я участвовала в каждой возрастной категории. Их можно выставлять в зависимости от состояния — опять же надо советоваться с хэндлером. Если мне говорят, что собака не готова, ее не поведут. Хочется же показать своего питомца во всей красе. Вот, например, готовились к конкурсу «Евразия», а собака начала линять, потеряла форму: то есть была в шерсти и буквально за неделю осыпалась, как елка после Нового года. Тут мы поняли, что на «Евразию» мы не пойдем: так выступать нельзя — это некрасиво. У нас и проигрыши были, не всегда же побеждать! Обидно проиграть собаке, которая недостойна. У нас тоже глаз уже наметан: престижно проиграть красивой собаке. Ты понимаешь, что собака реально красивее и мы чуть-чуть не дотянули. Но бывает так, что твой взгляд совершенно не совпадает со взглядом эксперта: тебе собака не нравится, а вот ему нравится. Всякое бывает… В такие моменты практически всегда возникает ощущение несправедливости. Хоть владельцы и говорят «да и ладно» — не ладно. Все переживают проигрыши, потому что всегда хочется, чтобы твоя собака  была впереди. А когда выигрывает твой подопечный, то радости нет предела. Вот в Латвии конкуренция была среди 37 собак, и мы победили. Это было «Вау»! Вся семья прыгала до потолка.
Своих собак я выставляю пока только по красоте, но планирую это изменить и одну девочку отдать в школу на обучение по программе «Розыск и подача битой дичи». Лабрадоры — это охотничья порода, и для них есть специальные клубы, в которых не занимаются непосредственно охотой, но действуют в спортивных интересах. Там свои определенные состязания: смотрят на время, ловкость, на то, как собака подает эту «дичь». Хочу проверить породные качества собаки: думаю, это тоже нужно задействовать. Была задумка еще попробовать отдать одну собаку в отряд «Лиза Алерт», который занимается поисково-розыскной службой. Но это в планах: собака должна пройти очень серьезное тестирование — не всех берут, не все собаки с этим могут справиться.
Питомник, с которым мы сотрудничаем еще молодой, две первые собаки у меня оттуда. Направленность питомника и вообще разведения можно разделить на два типа: часть собак становятся членными семьи, а другие служит поводырями, и такие собаки — гордость питомника. Пометов много, но единицы из щенков могут служить людям. Проходит сильнейший отбор: помимо того, что собака должна быть уравновешенной, у нее должен быть хороший костяк — соответственно, идет селекционная работа. Ее сначала смотрят специалисты. Если утверждают, питомца забирают волонтеры, у которых она живет до года. За этим следит специальная организация «Собаки — помощники инвалидов» — учебный кинологический центр. Если все в порядке, животное снова проходит тестирование. Когда все в норме, начинается обучение. Собаку подбирают под определенного владельца, чтобы они сошлись характерами: учитываются все предпочтения. Работа идет уже с другими специалистами по приучению собаки к этому владельцу. И только затем ее передают потенциальному хозяину, который в ней нуждается. Такие собаки — это реально большая гордость. Но большинство питомцев — это члены семьи, собаки-компаньоны.
 
Наиболее ценные награды
Не могу выделить наиболее ценную. Любой ринг («Россия», «Евразия», «Латвия») или обычная выставка — все важны, каждая награда что-то значит. Потому что у нас, в РКФ, титулы собак собираются из их определенных побед на выставках. К примеру, чтобы стать юным чемпионом России, нужно сходить на три выставки к разным экспертам и занять первые места, и получить титулы. Это называется получить ранг САС (кандидат в Национальные чемпионы красоты. — Прим. ред.) для большой собаки или Юный САС для маленькой. Вот, например, мы «закрываем» титул юного чемпиона России — я должна получить три диплома Юного САС, три титула на выставках. Потом отдаем их в РКФ и подтверждаем звание юного чемпиона России. Поэтому каждая выставка — это частичка жизни. Да, конечно, есть выставки фантастического уровня. К сожалению, мы пока еще не достигли таких высот, это — международные выставки. Там получают ранг CACIB (кандидат в интернациональные чемпионы красоты. — Прим. ред.) — это выше высшего, это очень круто. Мы пока только-только развиваемся.
 
Воспитание в большом городе
Все мои собаки прошли специальные курсы. Для собак они самые разные: «Управляемая городская собака», «Общий курс дрессировки», «Защитно-караульная собака» и др. Мои собаки проходили только первый, потому что он очень важен для жизни в городе: в городских условиях люди совершенно ни на что не реагируют спокойно, а собака должна стойко переносить разные стрессы.
Сейчас я стараюсь новых собак сама воспитывать, например, последнюю собаку я не отдавала, потому что уже набралась опыта. Но все равно надо проходить курсы. Воспитанием собаки всегда занимаются хозяева. Есть кинолог, который дает уроки, но хозяин должен собакой заниматься сам. Кинолог только показывает, а хозяин отрабатывает с собакой и применяет все приемы самостоятельно.
Процесс воспитания начинается с появления животного в доме: не грызть, не лаять, кушать по команде. Кинолог уже обучает, когда начинаются команды. Где-то с шестимесячного возраста учишь собаку командам «сидеть», «лежать» и др. По большей части, как я и говорила, в городских условиях идеальным будет курс «Управляемая городская собака», потому что это такие команды, как «рядом», «нельзя», «ждать». Помимо этого, на курсах учат не проявлять агрессию. Например, мы идем в толпе, собака ни на кого не бросится: она как шла, так и будет идти. Некоторые просят погладить, я отвечаю, что можно, а почему нельзя? Говоришь собаке «дай лапу» или «маленький» — она все понимает.
Собака воспитывается на протяжении всей жизни. Это же не человек, у нее все на рефлексах: постоянно новые команды, повторы. Но с шести месяцев, для того чтобы собака стала более послушной и управляемой, нужен курс, который длится полгода. Если владелец реально занимается, он этого хочет, делает правильно и не бросает, то к году собака становится послушной, комфортной и приспособленной к обществу. Но это тяжелый труд. Когда люди берут щенка, они думают, что сейчас поиграют и все. Бывает так, что на фоне шести месяцев начинаются проблемы. Из-за того, что собакой не занимаются, она начинает крушить дом, все портить. И тогда зачастую ее выбрасывают на улицу. В Европе собак не выбрасывают, потому что там есть база чипирования. Покупаешь щенка — должен его сразу прочипировать. Бродячее животное отлавливают и легко вычисляют, чье оно. Работает сканер (как в магазине для продуктов): сразу высвечивается вся информация о собаке и данные владельца, на которого накладываются большие штрафы за собаку. Поэтому в Европе люди берут животное уже осознанно, и такого, как в России, за границей нет.
 
Приятные моменты
Приходишь уставший с работы, и все эти четыре носа — в тебя. Бывает, с негативом возвращаешься, а тут прямо такой антистресс. А когда щенки — то прямо безумная терапия. Приятно, что кто-то ждет. Собака — единственное существо на планете, которое любит своего хозяина больше, чем себя. И они сплачивают всю нашу семью. Когда мы решили заниматься разведением собак, было важно, чтобы мое увлечение не стало обузой для семьи. К этому мы подходили очень серьезно, потому что в большинстве семей как? «Ой, я хочу собачку!» — жена завела, а муж ее ногой пинает. Важно, чтобы это не было грузом и чтобы все втянулись. Вот в моей семье собаками занимаются все: трое детей и муж. Все этим болеют, мы заменяем друг друга. И это очень важно в городских условиях, потому что, когда я на работе, у меня не болит голова о том, что собак нужно выгулять. У меня утром уже все выгулянные — у нас идет помощь от каждого, это постоянная связка. Это непросто. К этому нужно подойти осознанно.
Никогда собаки не были обузой в нашей семье. Я начала увлекаться ими и увлекла всех. Мы за семейным ужином всегда обсуждаем, как сегодня та или иная собака, что она сделала, что сгрызла, съела.
Наверное, момент, когда моя собака стала лучшим бэбиком России, стал для меня самым запоминающимся. Тогда болели все: не только мы, но и все окружающие. А так, каждая выставка, каждая победа дарит непередаваемые ощущения.
Они как люди: три лабрадора, и каждый со своим характером. Есть упрямые, есть хитрые. Как-то мы поехали за город, а там в доме русская печка. В какой-то момент поняли, что нет французского бульдога, ищем и не можем найти. Открываем печку, а оттуда из темноты на нас смотрят два ее глаза. Она у нас сама по себе белая, а стала вся черная. А тут выставка на носу! Отмывали ее, наверное, полдня, никак не могли до конца отмыть: уже и с отбеливающими шампунями терли, и с разными средствами — не отмывается. А ей хорошо! Оттерли все же потом, но я-то еще долго ломала голову над вопросом: «Как же она туда забралась?!».
 
Хобби
Я могла бы назвать свое увлечение хобби, но оно больше. Вот вышивают картины — это хобби, а собаки — это не картина, это — члены семьи. Получается хобби с оговоркой: это — стиль жизни.
Говорят же, что мы, собачники, больные люди: мы не думаем о том, как спим и едим сами, мы первым делом думаем о своих животных, потом уже о себе. Муж, например, никогда не сядет ужинать, если не покормлен хотя бы один питомец — не важно, собака, кошка, птичка.
У нас сейчас дома пополнение, родились как раз щенки лабрадора, 4 мальчика и 4 девочки, они занимают очень много времени, но растить их это одно удовольствие. 
Я бы посоветовала каждому завести животное, потому что они даже делают людей более ответственными, в том числе и детей. Другое дело заниматься ими профессионально. К этому нужно подходить уже намного осознаннее, потому что это — колоссальный труд. А завести питомцев в доме советую каждому. Они делают наш жестокий мир немножко добрее.

ССЫЛКА НА ГАЗЕТУ
ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

   
 

Фото